+7 (499) 795-28-79

795-29-87 (факс)

Комментарии компетентных органов

Разъяснен порядок применения нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде дивидендов в случае реорганизации организации - получателя дивидендов

Письмо ФНС России от 07.02.2014 № ГД-4-3/2006

Вклад (доля) присоединяемой организации принимается к налоговому учету реорганизованной организацией на основании данных и документов налогового учета присоединяемой организации на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения) (пункт 2.1 статьи 252 НК РФ). При определении 365-дневного периода владения вкладом (долей) для целей применения налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, может учитываться период владения вкладом (долей) присоединенной организацией, при условии, что до реорганизации одна из организаций соответствовала критериям, установленным указанным подпунктом.

В случае, если ни у одной из реорганизуемых организаций не имелись основания для применения в отношении дивидендов ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, период продолжительностью не менее 365 календарных дней, в течение которого организация непрерывно владела на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации, следует рассчитывать с момента завершения реорганизации.

Уточнены реквизиты для уплаты штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах

Письмо ФНС России от 14.02.2014 № ОА-4-13/2349

При оформлении платежного поручения на уплату штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьями 129.3 и 129.4 НК РФ, в поле 104 платежного поручения следует указывать КБК 182 1 16 90010 01 6000 140.

Инспекторы обязаны принять декларации с ошибкой в ОКТМО

Письмо ФНС России от 25.02.2014 № БС-4-11/3254

Среди оснований для отказа в приеме налоговой декларации или расчета нет такого основания, как неверное заполнение кода ОКТМО. Ошибка в ОКТМО некритична, а инспекция обязана принять декларацию даже без кода. Кроме того, уточненную декларацию сдают по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Поэтому в уточненных декларациях за периоды, за которые изначально надо было отчитываться по форме декларации с ОКАТО, также могут быть ОКАТО, а не ОКТМО.

мВ комментируемом письме дано еще одно важное разъяснение, как заполнить в декларации поле с ОКТМО, когда код состоит из 8 символов, а не 11. Свободные ячейки справа от значения кода не заполняются дополнительными символами. Поэтому, если компания сдает декларацию в бумажном виде, в них надо поставить прочерки.

Разъяснено, каким образом аттестация влияет на дополнительные тарифы взносов

Письмо ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707

Оптимальные и допустимые условия труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест, не могут снизить дополнительные тарифы взносов за вредную работу.

Платить взносы по новым дифференцированным тарифам в зависимости от класса риска надо, если по результатам аттестации условия труда на работах из списков 1 и 2 признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Значит, если по итогам аттестации условия труда допустимые или оптимальные, взносы надо платить по фиксированным тарифам - 4 или 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Такая позиция невыгодна для компаний. Ведь с 1 января 2014 года при допустимых и оптимальных условиях труда на работах из списка 1 или 2 дифференцированный тариф нулевой (ч. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ). Но обнулить взносы получится, только если заново оценить условия труда, то есть провести специальную оценку.

Уточнены правила округления налогов

Письмо Минфина России от 29.01.2014 № 03-02-07/1/3444

С этого года все налоги необходимо считать в целых рублях, округляя по правилам математики. Но это правило об округлении суммы налога не распространяется на первичные ученые документы и счета-фактуры.

В частности, с 1 января 2014 года правило об округлении действует в отношении всех налогов: сумму менее 50 копеек надо отбросить, а 50 копеек и более округлить до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ). В предыдущей редакции НК РФ округление было предусмотрено только для НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ). Но поправка, по сути, техническая, поскольку и раньше в отчетности все налоги надо было записывать в рублях. Об этом же сказано в порядке заполнений деклараций, например, по НДС (утв. приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н).

Но НДС в счетах-фактурах округлять не допускается. Все стоимостные показатели, в том числе налог в графе 8, следует заполнять в рублях и копейках (п. 3 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Иначе при округлении НДС существует риск отказа в вычете у покупателя, поскольку данная ошибка мешает идентифицировать сумму налога и стоимость товаров (п. 2 ст. 169 НК РФ). Запрет на округление действует и в отношении сумм, указанных в первичных документах.

Разъяснен порядок заполнения УИН в платежном поручении по страховым взносам 

Письмо ФСС РФ от 21.02.2014 № 17-03-11/14-2337 

С 31 марта 2014 года в платежных поручениях по взносам необходимо указывать новый реквизит – уникальный идентификатор начисления (УИН). 

УИН необходимо будет заполнять в реквизите «Код» (поле 22) платежного поручения (п. 1.21.1 Положения Центрального банка РФ от 19.06.2012 № 383-П). 

Как следует из комментируемого письма, если компания перечисляет взносы, которые рассчитала сама, идентификатор в платежном поручении не нужен. По данным платежам идентификатором начислений является КБК, а идентификатором плательщика – ИНН и КПП. Поэтому в поле «Код» надо поставить «0». Если же фонд направит страхователю требование об уплате взносов, то отразит в нем 20-значный УИН, который надо будет записать в поручении. 

О последствиях непредставления документов 

Письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553 

Разъяснен порядок предъявления требований ИФНС по представлению документов в электронном виде. В частности, если сопроводительное сообщение с требованием о представлении документов (информации), направленное налогоплательщику в электронном виде, в силу каких-либо причин (фактически не открыто, не прочитано налогоплательщиком, квитанция о приеме не сформирована, не направлена в адрес налогового органа), то требование о представлении документов (информации) не может считаться полученным налогоплательщиком, и налоговый орган направляет требование о представлении документов (информации) налогоплательщику в бумажном виде. 

С 1 января 2015 года в случае нарушения налогоплательщиком НК РФ в части уклонения от обязанности получения требования о представлении документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налоговые органы будут вправе инициировать процедуру приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банке. 

Об уплате физическими лицами налоговых платежей в бюджетную систему РФ за юридических лиц 

Письмо ФНС России от 11.12.2013 № ЗН-4-1/22320 

Разъяснено, что возможность внесения наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи предусмотрена только для физических лиц (п. 3 ст. 45 НК РФ). Юридическими лицами уплата налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации должна производиться в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации. 

Таким образом, средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены налоговым органом в счет уплаты налоговых платежей за организацию. 

Об учете расходов на рекламные мероприятия при применении УСН 

Письмо Минфина России от 20.01.2014 № 03-11-06/2/1478 

Разъяснен вопрос о том, как учитывать расходы на проведение рекламных мероприятий (праздники, акции, программы лояльности и т. д.) при применении УСН. Налогоплательщики с объектом «доходы минус расходы» при определении налоговой базы могут учитывать расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, перечисленные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Причем этот перечень расходов носит закрытый характер. 

Поскольку расходы на проведение рекламных мероприятий (праздников, акций, программ лояльности) прямо не поименованы в пункте 4 статьи 264 и не указаны в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, то налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе учитывать названные расходы в целях налогообложения. 

Об истребовании документов по транзитным валютным счетам 

Письмо ФНС России от 18.02.2013 № ЕД-4-2/2697 

Разъяснен вопрос о праве ИНФС истребовать у банка документы по транзитным валютным счетам налогоплательщика. 

Специальный транзитный валютный счет не обладает признаками счета, определенного пунктом 2 статьи 11 НК РФ (на это же обращал внимание Минфин России в ряде писем, например, от 16.10.2012 № 03-02-07/1-256). 

Истребование налоговыми органами у банков документов в отношении транзитных валютных счетов в рамках статьи 86 НК РФ неправомерно. 

О порядке уплаты страховых взносов в случае, если материальную помощь при рождении ребенка получили оба родителя 

Письмо Минтруда России от 20.11.2013 № 17-3/1926 

Разъяснен вопрос об освобождении от уплаты страховых взносов сумм единовременной материальной помощи при рождении ребенка, предоставляемой работодателем одновременно двум родителям - работникам организации. Освобождение от обложения страховыми взносами упомянутой выплаты материальной помощи в пользу работника (родителя) не зависит от освобождения от уплаты взносов с аналогичной выплаты, произведенной работодателем второму родителю. 

Таким образом, при выплате организацией в течение первого года после рождения ребенка единовременной материальной помощи обоим родителям, являющимся работниками этой организации, страховыми взносами не облагается сумма такой материальной помощи в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка в отношении каждого из работников, являющихся родителями. 

Об учете курсовых разниц по заемным обязательствам в иностранной валюте при уплате сверхнормативных процентов 

Письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2767 

Курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств, выраженных в иностранной валюте, по уплате процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со статьей 269 НК РФ, также не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. 

О признании в составе расходов платы за размещение сведений в Едином федеральном реестре сведений 

Письмо Минфина России от 28.01.2014 № 03-01-10/3110 

Расходы в виде платы за размещение сведений в Едином федеральном реестре сведений учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. 

Подготовлен обзор практики рассмотрения налоговых споров в судах высших инстанций за 2013 год 

Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 

В обзоре представлена правовая позиция Президиума ВАС РФ, Верховного суда РФ по спорным вопросам, а также толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда РФ. В частности, наряду с другими вопросами, в обзоре разъясняются вопросы:

  • формирования резерва по сомнительным долгам при наличии встречной кредиторской задолженности перед контрагентом, которая перекрывала или была равна соответствующим суммам сомнительного долга (в решении ВАС РФ указывается, что НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником);
  • принятия к вычету НДС при переквалификации операций (разъяснено, что в случае переквалификации налоговым органом операций налогоплательщика из необлагаемых НДС в облагаемые налоговому органу следует при наличии у налогоплательщика счетов-фактур учесть при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, и вычеты по данному налогу);
  • отнесения торговых объектов к стационарной торговой сети в целях применения ЕНВД (в частности, ВАС РФ указал, что при осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель «площадь торгового места» включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и те, которые используются для приемки и хранения товара).

Директор, которого вызвали на допрос в налоговую инспекцию, вправе прийти со своими штатными работниками 

Письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ 

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ и пункту 1 статьи 90 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом НК РФ не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Протокол составляется с учетом требований, предусмотренных статьей 99 НК РФ. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 99 НК РФ в протоколе указываются фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении. 

Таким образом, по смыслу статей 90 и 99 НК РФ круг лиц при проведении допроса свидетеля не ограничен. 

Кроме того, при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации 1993 года право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. 

О размещении реестра дисквалифицированных лиц на сайте ФНС России в сети «Интернет»

Письмо ФНС России от 13.02.2014 № СА-4-14/2279 

Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, стали доступны неограниченному кругу пользователей сети «Интернет». Федеральной налоговой службой создан новый электронный сервис «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц», который размещен на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Электронные сервисы» (подраздел «Проверь себя и контрагента») с предоставлением доступа в подразделе «Реестр дисквалифицированных лиц». 

Сервис предоставляет любому заинтересованному лицу возможность просмотра сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, поиска дисквалифицированного лица по определенным реквизитам, а также получения информации из реестра в электронной форме. 

Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещенном на официальном сайте ФНС России, не взимается. 

Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Обособленное подразделение надо зарегистрировать в налоговой инспекции, даже если компания там уже числится 

Письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 

Если компания открывает обособленное подразделение в другом муниципальном образовании и при этом адрес, по которому будет находиться новое подразделение, подведомственно той же налоговой инспекции, где состоит на учете головной офис, то несмотря на то, что в инспекции компания уже зарегистрирована, ей все равно следует поставить на учет подразделение.

Актуально на 14 марта 2014г.

КонсультантПлюс

Информация для раздела «Новости законодательства»  
предоставлена   компанией 
"Консультант Плюс"
информационным партнёром ГК «Бизнес Консалтинг».

Посмотрите все новости законодательства